СВЯТЫНИ НАШЕГО ХРАМА

1. СВЯЩЕННОМУЧЕННИК СЕРГИЙ СТРЕЛЬНИКОВ

Сергий Стрельников родился в 1887 году в Вятской губернии. Он закончил семинарию, работал учителем, а потом принял священнический сан. С шестнадцатого года до конца своей жизни он служил в храме села Оршанка. Односельчане вспоминали о нем как человеке сострадательном, трудолюбивом и отзывчивом. Протоиерей Сергий Стрельников помогал людям хлебом, участвовал в общих сельскохозяйственных работах, вместе со всеми тушил пожары в селе. В годы советской власти, как и все священнослужители, он был лишен гражданских прав, не раз облагался непосильными налогами, подвергался другим притеснениям. Храм села Оршанка несколько раз оказывался под угрозой закрытия, но трудами священника и верующих приходскую жизнь удавалось сохранить. В тридцать шестом году церковь в Оршанке все-таки закрыли, здание передали под зерносклад. Священник совершал богослужение на дому, а через год начал собирать подписи за открытие храма. Батюшке неоднократно предлагали скрыться, но он категорически отказался оставить паству. В тридцать седьмом году отца Сергия арестовали и приговорили к расстрелу. В две тысячи пятом году священномученик Сергий был причислен к лику святых. Икона с мощами священномученника Сергия Стрельникова находится в Храме.

2. СХИМОНАХИНЯ МАГДАЛИНА (ЛЮБОВЬ МИХАЙЛОВНА ЗЫКОВА)

История оршанской молитвенницы

Сохранившаяся прижизненная фотография Любушки

Родилась Любушка в деревне Клименки (Сухово) Даровского прихода, что в бывшем Котельническом уезде Вятской губернии (ныне это территория Даровского района Кировской области) в семье крестьянина Михаила Зыкова и жены его Параскевы (Прасковьи). Мать ее умерла вскоре после родов, а когда ей было года полтора, отец оставил дочурку. Так что родителей Любушка не помнила и воспитывалась у дяди по матери Кривошапкина. Было ему пятьдесят лет, и нянчился с ней в семье другой дядя, который очень любил ее. Только вот из-за него-то и сделалась она калекой. Возвратившись однажды домой немного навеселе, дядя стащил сонную девочку с полатей – поздороваться. Как ни уговаривала его мать оставить ребенка в покое, не помогло. С испуга у Любушки отнялись руки и ноги – сделались как плети. Целый год пролежала она без движения. Но Господь сжалился над ней, дав возможность ходить с костылем. И все же ноги она ставила не прямо на ступню, а боком и оттого хромала.

Дома ей приходилось много шить, прясть, ткать, нянчиться с детьми. При дяде жилось ей сносно. Но когда он умер, тетушка ее не баловала. Однажды зимней ночью, за что-то рассердившись, прогнала босую девочку на мороз. Бедная сирота выпросила у соседей кудели и тряпок и сшила себе немудреную обувь.

Доводилось ей и милостыню собирать. Один богатый сосед сжалился над ней и хотел взять себе в дети, но бабушка не соглашалась расставаться с ней. Но добрый сосед не упускал случая, чтобы приласкать при встречах сиротку.

Однажды приехала к ним из соседнего села просфорница и стала звать Любушку в гости. Бабушка отпустила, и с тех пор они больше не виделись. Даже на бабушкины похороны Любушку не достали, и она об этом всегда сокрушалась.

От просфорницы ее взяли к батюшке в няньки. Жилось ей здесь хорошо. Была она услужливой, ласковой, и ее любили как свою. Потом батюшка с семьей переехал в село Шулку Яранского уезда, и няньку-сироту они взяли с собой. Здесь матушка стала слаба здоровьем, и Любушке пришлось управлять всем хозяйством.

После кончины батюшки с матушкой ее увез к себе в Солонер один богатый  крестьянин – прясть шерсть, на что она была большая мастерица. А отсюда ернурский волостной старшина Фурзиков пригласил ее как белошвейку шить приданое дочерям. Здесь Любушка еще больше прославилась своим рукодельем. Много приходилось вышивать в гладь и прорезь, а на это в то время был очень большой спрос. Как редкую рукодельницу, ее приглашали шить верст за 80 в Казанскую губернию.

За ценой Любушка никогда не гналась. Накормят-напоят, приголубят – и ладно. И в прислугах жила бесплатно.

В Ернуре при помощи старшины Фурзикова на его ободворице поставила она келью. Занялась огородом да калачи на продажу пекла. Приходилось ей здесь и просфорничать.

Полюбил ее народ и стал в келью ходить. Из-за этого начались у Любушки  неприятности с батюшками и гонения через полицию. Дело доходило до суда, и целое лето она была вынуждена скрываться на подволоке (чердаке) у Фурзиковых.

Наконец, решила она уехать из Ернура. Просилась жить в село Кучку. Только Господу, видимо, было угодно устроить ее в Оршанке.

И здесь она пользовалась любовью и уважением. Оршанцы прозвали ее Любонькой-голубонькой. Жила она при храме Рождества Иоанна Предтечи. За церковью был большой огород, и она занималась семеноводством. Семена продавала – копила деньги на большой колокол. Потом, когда безбожники рушили храм, этот колокол весом около 15 тонн сбросили с колокольни. Он не разбился, только, говорят, стон наполнил землю. До зимы колокол стоял около церкви, а зимой его увезли на санях, разбили на куски и переплавили. Это было около 1941 года.

Люди чтили Любушку, шли к ней за помощью. Об этом писали даже губернские «Казанские вести»: «Попадет ли кто в беду или не знает, как выйти из нее, постигнет ли кого болезнь – все идут к Любушке и получают совет, как и что им делать, или несут от нее целебные травы…». В Казанской епархии, говорят,  издали небольшую книжечку об этой подвижнице.

Она молилась, и Господь по ее молитвам помогал. Память людская сохранила, например, такой случай. Однажды у одной жительницы Оршанки пропала корова. Заплаканная женщина пришла к Любушке. Та помолилась и сказала, что корова отыщется, и даже указала где. И все вышло по ее слову.

Сохранилась единственная прижизненная фотография Любушки. К сожалению, дата ее кончины неизвестна. Духовные ее подвиги тоже остались тайной.

Похоронили подвижницу за алтарем Оршанского храма. Сделали склеп, обложили его мрамором, гроб закрыли большой плитой. На могиле всегда был народ, постоянно горела лампада.

В 70-х годах было отдано распоряжение сравнять могилу с землей. Рабочие хотели оторвать плиту и выбросить останки Любушки, однако все их усилия были тщетны. (К слову сказать, рабочий, который ломал плиту и разрывал могилу, вскоре ослеп и обезумел). На могиле тогда собрали около ведра мелочи – денег разных лет выпуска.

Прошли годы. Но на могилку Любушки, как и прежде, идет народ. Вновь теплится здесь неугасимая лампада. Мир праху твоему, раба Божия Любовь, и вечная тебе память! Помолимся мы о тебе здесь, а ты не забудь нас перед престолом Господним.

Лития на могиле Любушки. Июль 2011 года

3. ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО

Привезена со Спасо-Яковлевского монастыря г. Ростова. Как и частица мощей святого, икона была подарена нашему Храму монахиней этого монастыря. Примечательно, что она является дочерью известного в недалеком прошлом клирика Йошкар-Олинской епархии, протоиерея Павла Орлова.

4. КОВЧЕГ С МОЩАМИ СВЯТЫХ

В Храме находится ковчег с частицами мощей святых: Вифлеемского младенеца (+1 век), свт.Климента Римского(+101), свмч.Харлампия (+202), вмч. Анастасии Узорешительницы (+304), мчч.Адриана и Наталии (+305), вмч.Варвары(+306), вмч.Феодора Стратилата(+319), прав.Алексия, человека Божия(+411), прп Шио Мгвинского(+559), прп.Никиты Новгородского(+1108), блг.Андрея Боголюбского(+1174), прпмч.Зверинецкого(+13век), прп.Макария Калязинского(+1483), прп.Даниила Переяславского(+1570), свт.Димитрия Ростовского(+1709), прп. Марфы Тамбовской(+1800), прв.Феодора воина, адм.Ушакова(+1817), прп.Елены Флоровской(+1834), свт.Иннокентия Херсонского(+1857), прп.Иоанна Святогорского(+1867), свт.Феофана Затворника(+1894), свт.Мелетия Рязанского(+1900), прп.Гавриила Афонского(+1901), свмч. Николая Искровского(+1919), свмч. Сильвестра Омского(+1920), прп.Алексия Зосимовского(+1920), бл.Любови Рязанской(+1921) ,мч.Прохора Васильевского(+1922), свмч.Сергия Васильевского(+1922), мч.Кирилла Васильевского(+1922), свт.Агафанагела Ярославского(+1928), прписп.Александра Санаксарского(+1961), свт.Афанасия Ковровского(+1962).

5. КОВЧЕГ С МОЩАМИ СВЯТЫХ

Ковчег содержит частицы мощей 18 святых:
вмч Феодора Тирона, воина (+306), вмч Евстафия Плакиды, Римского полководца(+118), вмч Прокопия Кесарийского (+303), вмч Иоанна Сочавского (+1330..1340), вмч Иакова Персянина (+421), вмч Никиты Готфского (+372), вмц Варвары Илиопольской (+306), вмц Екатерины Александрийской (+305..313), вмц Анастасии Узорешительницы (+304), вмц Ирины (+1 век), вмц Марины Антиохийской (+4 век), вмц Параскевы Пятницы (+3 век), мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софи́и (+137), мц Татьяны Римской (+225), мц Иустины Антиохийской (+304).

6. ИКОНА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ХАРАЛАМПИЯ С ЧАСТИЦЕЙ МОЩЕЙ

Оршанский храм Рождества Иоанна Предтечи — пятипрестольный, и один из престолов в нем освящен во имя священномученика Харалампия, епископа Магнезийского. В храме уже имелся большой образ святого и частица его мощей — в ковчеге с частицами мощей 33 святых. 23 февраля — Престольный праздник Оршанского храма— память священномученика Харалампия.
В 2020 году к этому дню усилиями прихожан в храме появилась еще одна икона священномученика Харалампия (палехского письма замечательной потомственной иконописицы Екатерины Лакеевой) с частицей его мощей.

7. КОВЧЕГ, НАПОЛНЕННЫЙ ПРЕДМЕТАМИ, СОБРАННЫМИ О. ДИМИТРИЕМ В ХОДЕ ЕГО ПОЕЗДОК НА СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ.

Это терновый венец в миниатюре, частица Голгофы, камни с Елеонской горы, с поля пастухов близ Вифлеема, с Горы свержения (юг Назарета), с Горы искушений близ Иерихона, от Овечьей купели в Иерусалиме, из Кесарии Палестинской, из Горненского монастыря — места рождения Иоанна Предтечи, из монастыря святого Саввы Освященного, а также частица Мамврийского дуба, соль из Мертвого моря, вода из реки Иордан и Галилейского моря. И, наконец, небольшая икона Богородицы — благословение Патриарха Иерусалимского Феофила III.
Ковчег был приобретен на пожертвования прихожан. Святыня находится в храме с 2015 года.

8ИКОНА-МУЧЕНИЦА ВОССТАНОВЛЕННАЯ СВТ.НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА.

Эта икона из числа икон-мучениц Оршанского храма, которые были порублены во времена гонений на церковь. Эту икону в отличие от многих других удалось восстановить.
Частицы мощей святителя Николая прибыли в наш храм из Венеции.

9. ИКОНА ЛАЗАРЯ ЧЕТВЕРОДНЕВНОГО ОТ ЕГО МОЩЕЙ (КИПР).

 

10. ИКОНА БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ МОСКОВСКОЙ

Икона с мощами передана в дар храму тетей отца Димитрия — олимпийской чемпионкой, заслуженным мастером спорта СССР Кларой Ивановной Гусевой (Нестеровой) в память о сыне Виталии, умершем незадолго до этого.
Клара Ивановна Гусева, родом из Рязанской области, советская конькобежка,  выигравшая золото на VIII зимних Олимпийских играх в Скво-Вэлли (Калифорния, США) в 1960 году на дистанции 1000 м с олимпийским рекордом. Принимала участие в чемпионатах мира в классическом многоборье и олимпиаде 1964 года в Инсбруке (Австрия). Погибла в 2019 году в возрасте 82 лет (была сбита насмерть автомобилем в Москве на пешеходном переходе). Приняла Крещение с именем Клавдия за год до трагической смерти.
Вышитая икона в свое время была подарена ей как почетному жителю города Рязани.

 

 

11. ЧЕТЫРЕ ИКОНЫ-МУЧЕНИЦЫ ОРШАНСКОГО ХРАМА 1937 Г.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

12. ИКОНА АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ МОЩЕЙ

Совсем недавно в наш храм прибыла частица мощей святителя Амвросия Медиоланского. Это дар прихожан церкви, доставленный из Милана. Мощевик помещен в икону, так же ранее прибывшую из Милана. Теперь святыня будет пребывать в храме постоянно.

Живший в IV веке в богатой и знатной римской семье и получивший прекрасное юридическое образование святой Амвросий был адвокатом, а потом и префектом одной из провинций Северной Италии. В возрасте 34 лет он принял Крещение и в течение семи дней прошел все церковные степени и был посвящен во епископа. Первым делом после посвящения он раздал бедным свое имущество, усердно изучал Священное Писание и творения святых отцов. Святой Амвросий мужественно боролся против арианства и язычества, его усилиями жрецы и идольские капища лишились казенного содержания. Он являлся образцом пастырской твердости, когда решился не допустить в храм императора Феодосия, совершившего пред этим безрассудное кровопролитие. Святой Амвросий творил чудеса исцеления и даже воскрешения из мертвых. Под влиянием проповедей святителя Амвросия уверовал и принял Крещение блаженный Августин, ставший позже епископом и величайшим богословом Западной Церкви. Святой Амвросий известен как преобразователь церковного пения (он ввел размерный такт, правильные ритмы), также является автором около 30 церковных гимнов. Последние годы жизни Амвросий провел в постоянной молитве, спокойно и радостно ожидая своей кончины, которая наступила в 397 году.

13. ИКОНЫ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА И ЕГО РОДИТЕЛЕЙ

Эти иконы прибыли к нам со Святой земли. Святой великомученик Георгий был римским воином, пострадал при императоре Диоклитиане в Никомидии в начале IV века. Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности называют еще Победоносцем.
Рядом икона родителей святого Георгия, причисленных греческой церковью к лику святых. Также мы видим изображение гроба, где находились мощи святого Георгия – это в городе Лидда (Лод) близ Иерусалима, в котором было имение его матери, здесь прошло его детство, здесь же он был погребен.

14. ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО ВАРНАВЫ ГЕФСИМАНСКОГО (МЕРКУЛОВА).

Икона из Троице-Сергиевой Лавры, с Гефсиманского скита.

Василий Ильич Меркулов родился 24 января 1831 года в Тульской губернии. Родители его были крепостными крестьянами. Люди добрые и богобоязненные, они радовались рождению сына и нарекли его в честь святого Василия Великого.
Будучи отроком учился в школе псаломщиков, где изучал Часослов и Псалтырь. Некоторое время спустя помещик, владелец Меркуловых, продает их в село Наро–Фоминское Московской губернии. Новый владелец, князь Щербатов, приказывает обучить подростка слесарному делу. В свободное от ремесла время Василий посещает располагавшуюся недалеко Зосимову пустынь и знакомится с отшельником – монахом Герондием. Это заставляет его совершить решительную перемену в жизни – посвятить себя служению Богу.
Особенно он утвердился в этом, когда в 1850 году посетил вместе с матерью Троице-Сергиеву Лавру. Спустя год Василий уходит туда вместе с Герондием, решившим закончить свою жизнь около мощей Сергия Радонежского, а в 1852 году по благословению наместника Лавры Антония переходит в располагавшийся в трех вестах от Лавры Гефсиманский скит. Этот скит жил по уставу Саровской Пустыни, описанному саровским старцем Паисием Великим.
Во время пребывания в скиту особенно большое влияние на будущего старца оказал монах Даниил (Схимовский).
В 1856 году Василий получил отпускную грамоту (свободу от помещика).
А в конце 1957 года он становится послушником. И лишь спустя почти десять лет, в 1866 году, после смерти старца Даниила Василий принимает постриг и впоследствии несет подвиг старчества под именем Варнава («дитя милости, сын утешения»).
В 1871 году Варнава рукоположен в иеродьяконы, в 1872 – в иеромонахи, а еще некоторое время спустя наместник Лавры утвердил его в звании народного духовника пещер Гефсиманского скита.
С этого момента начинается известность Варнавы среди верующих. За его благословением идут паломники из многих уголков России. В свидетельствах современников, с ним общавшихся, находим много примеров прозорливости старца. В январе 1905 г. на исповедь к Варнаве ходил сам император-мученик Николай II.
Много сил и трудов о. Варнава положил на создание Иверского женского монастыря. Благодаря трудам старца к началу XX века монастырь стал процветать.
17 февраля 1906 г. старца не стало. Погребен он на братском кладбище Гефсиманского Скита.
В 1995 году, в день Собора Радонежских святых, совершена канонизация иеромонаха Варнавы (Меркулова).

15. ИКОНЫ МУЧЕНИКА ВАСИЛИСКА КОМАНСКОГО И СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА

Обе иконы к нам пришли с Абхазии.
Икона св. Василиска – с места его мученической кончины и погребения (+308). Рядом с иконой — камни с надгробия и храма мч. Василиска (в котором Иоанн Златоуст служил последнюю Литургию), а также святая вода из источника, рядом с которым и произошла мученическая смерть Василиска. (По преданию его кровь капала в источник, и до сегодняшних дней на дне источника можно найти камушки с красными пятнами).
Свт. Иоанн Златоуст принял свою кончину (+407) также на территории Абхазии, совсем недалеко от места кончины св. Василиска и был погребен в Команах. За день до смерти Иоанну Златоусту явился св. Василиск со словами «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе». Рядом с иконой Иоанна Златоуста вы можете также видеть частичку каменной гробницы святителя.

16. ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Найдена однажды в куче строительного мусора. Икона сусального золота и письма времен прославления святого (1903 г.)

17. ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ ИЗ ХРАМА ГРОБА ГОСПОДНЯ

18. КОПИЯ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ КИККОТИСА (КИПР)

icoana_maicii_domnului_milostiva_8

 

19ТРИ ИКОНЫ ЧЕШСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

ИКОНА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГОРАЗДА, ЕПИСКОПА ЧЕШСКОГО привезенная из Чехии, а также памятные материалы из храма свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия в Пра­ге.

Священномученик Горазд (Павлик; 1879–1942) является наиболее выдающимся святым Православной Церкви Чешских земель и Словакии, просиявшим в ХХ веке. Он родился в семье католиков, получил католическое образование и 18 лет прослужил католическим священником. Впоследствии он принял Православие и был хиротонисан в епископа Чешской епархии Сербской Православной Церкви. Святой Горазд стал ярким миссионером, возродившим и насадившим Православие среди чешского и словацкого народов.

В 1942 году он принял мученическую смерть от рук немецких оккупантов. Произошло это после успешного покушения группы чехословацких парашютистов на заместителя проректора Рейха в Чехии – генерала Гейдриха. Парашютисты нашли убежище в крипте православного храма свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия в Пра­ге. Узнав об этом, около 800 нацистов осадили храм и подавили сопротивление группы из 7 парашютистов. Во время осады было арестовано духовенство. Узнав об этом, епископ Горазд написал три письма в защиту Церкви и арестованных, а также с призывом остановить кровопролитие. Через несколько дней его самого арестовали и подвергали допросам и пыткам. А позже после судебного процесса над представителями Чешской Православной Церкви, епископ Горазд и многие другие служители Церкви были приговорены к расстрелу. Немецкое гестапо в те дни казнило 263 чеха за предоставление помощи парашютистам.

В 1987 году епископ Горазд был причислен к лику святых.

ИКОНА СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ЛЮДМИЛЫ И СВЯТОГО КНЯЗЯ ВЯЧЕСЛАВА

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

СВЯТЫЕ ЧЕШСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Вся информация о Храме выложена на страницах наших сообществ:

ВК    https://vk.com/hram_ioanna

ОДНОКЛАССНИКИ     https://ok.ru/hramorshanka

(1164)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *